Любовь — не врожденное свойство человека. Она возникает в процессе воспитания, в любовных отношениях. Половое просвещение должно создавать правильное представление о сущности любви и ее значении в жизни человека.
Любовь — сила творческая, совершенная «стратегия» воспитания и формирования самого себя и окружающих, мощная аффективная реакция, которая способствует становлению новых психических структур в соответствии с законами научения. Ведь ни одно переживание в психосексуальной сфере не остается без следа, а любовное тем более. Это нетрудно понять, если представить подлинную сущность любви.
Когда человек радуется поведению другого, его любящего, ответное переживание закрепляет это поведение, каким бы оно ни было. Разумная и нравственная любовь развивает разумное и нравственное поведение. Это надо знать отцам, которых любят сыновья. Не стоит радоваться агрессивности сына («Будет настоящим мужчиной!») — ваша неразумная и безнравственная радость вырабатывает аффективно-когнитивный комплекс: добиваться любви агрессивным поведением. Каковы будут последствия, трудно предсказать.
Любовь формирует общее отношение к миру. Для влюбленных мир становится прекрасным, ярким, радостным. Для человека, живущего в страхе и ненависти, мир тесен, мрачен, грозен и бесцветен. Любя одного — любят весь мир, а ненавидя — ненавидят все вокруг.
Любовь — это мощный генератор чувств. Возможности биологической системы в получении радости ограниченны. Любовь же благодаря эмпатии и отражению аффективных состояний другого усиливает их, то же происходит, когда стимулируются пенис и вагина как бы суммируются эффекты, сосредоточенные во всем прошлом гедонистическом опыте. Возможности наслаждения в сексе ограниченны. Они безгранично усиливаются, возрастают благодаря любви.
Поэтому воспитание способности любить — это воспитание способности быть неограниченно радостным. Об этом важно знать подросткам, которые только прикоснулись к таинственным переживаниям, которые может давать их организм.