Наибольший вред половому воспитанию приносит представление о половом поведении как проявлении инстинкта, которое впоследствии «облагораживается» человеческими отношениями. Биологизаторский подход признает примат биологического. В реальном поведении человека это положение выражается в отказе управлять своим сексуальным влечением.
Даже в научной литературе это положение существует как запрет мужчине продлевать половой акт до удовлетворения женщины, «иначе разовьется импотенция», ибо половое воздержание якобы вызывает неврозы. Несостоятельность подобных установок полностью опровергается, например, тем, что половое влечение сохраняется у человека, если его кастрировать после того, как он приобрел сексуальный опыт. А с другой стороны, полное биологическое и физиологическое здоровье не может предотвратить извращение, если социально-психологические факторы этому способствуют.
Черты личности оказывают решающее влияние на половое поведение и вытекающие отсюда отклонения или норму. «Психологическое исследование супружеских пар с сексуально-поведенческой дезадаптацией показывает, что в подобных случаях один или оба супруга обнаруживают черты эгоизма, эгоцентризма, деспотичности, самовлюбленности, пассивной подчиняемости… Факторами, способствующими развитию сексуально-поведенческой дезадаптации супругов, являются такие особенности, как инфантильность, патологическая замкнутость, тревожная мнительность»,— пишут известные сексопатологи Д. Л. Буртянский и В. В. Кришталь.
Далее они обращают внимание на то, что дисгармония отношений в семье осложняется невротическими реакциями, которые, как известно, приобретаются во время конфликтов, в психотравмирующей семейной обстановке, в которой росли супруги.
Нетрудно сделать вывод: если отклонения в половом поведении зависят от социальных факторов, от характера общения людей, то и нормальная сексуальность тоже обусловлена социальными факторами. Большая часть функциональных изменений в системах организма, в частности в психосексуальной системе, вызывается социальными факторами. Именно они-то и воздействуют на биологию и даже морфологию человека. Великий физиолог И. П. Павлов был в этом убежден.
Но если в научном знании первенство социального в человеке и соответственно в его половом поведении признается, то в обыденном сознании преобладает представление о половом поведении как инстинктивном. Поэтому половое просвещение должно сделать обыденное сознание научным. Оно должно также преодолеть и устранить внушенные биологизаторским подходом утверждения о том, что конституционная фригидность женщины — это некая врожденная недостаточность.
Правильное понимание даже таких «инстинктивных» элементов полового поведения, как оргазм, приводит к представлению о примате социально-психологического. Наблюдения Г. С. Васильченко и других психотерапевтов говорят о том, что сам по себе оргазм как физиологическая реакция на раздражение может и не иметь аффективного значения удовольствия. Последнее привносится в эту реакцию опытом наслаждения. Об этом надо знать, так как иначе могут возникнуть различные отклонения, дисгармония личности, половых отношений.
Поздно начинать половое просвещение перед тем, как люди вступают в брак. На каждом этапе развития человека надо использовать уместную в данном возрасте информацию. Однако в этой информации явно должен проступать примат социально-психологического над биологическим.