Психологи отмечают следующие особенности поведения, свойственные девочкам, в отличие от мальчиков: понимают явления в целом и меньше мальчиков интересуются устройством вещи, более рецептивны и восприимчивы, эмоциональны, больше стремятся соответствовать образцам, чаще обращаются к авторитетам, к старшим, чувствительны к порицанию, обидчивы, больше интересуются своей внешностью, более стыдливы, застенчивы.
Однако для того, чтобы этот далеко не полный перечень черт был принят в качестве целей воспитания, надо их упорядочить в соответствии с требованиями, которые накладываются закономерностями формирования психосексуальной сферы и процесса усвоения половых ролей поэтому рассмотрим следующие пары черт, которые могут быть выделены как цели:
а) Доминирование — подчинение. Крайне нежелательно развивать у девочек потребность в доминировании. Эта потребность проявляется, когда женская рецептивность вступает в конфликт с доминантностью характера. Есть обоснованные данные о том, что доминирующая мама деформирует развитие детей в семье, их психосексуальную сферу. Поэтому среди целей полового воспитания должны быть рецептивность девочки и доминирующий характер мальчика.
б) Терпимость — нетерпимость. Терпимость необходима женщине прежде всего для воспитания детей. Нетерпимость матери причиняет детям больший ущерб, чем мужчины, мужа, так как женщина находится с детьми в очень близкой связи. Известно, как плохо детям, если у матери все жестко запрограммировано, если она чрезмерно принципиальна, сверхтребовательна, учреждает множество правил, условностей, без конца морализирует, нетерпима к оплошностям и слабостям, неспособна простить, относится к детям как ко взрослым. Нетерпимая женщина приносит детям гораздо больше вреда, чем нетерпимый мужчина.
в) Эмоциональная стабильность — тревожность. Поскольку у матери самые тесные связи с ребенком, у тревожной матери вырастают тревожные дети, им передаются страхи. Большая часть жизненных ситуаций для тревожной матери — угрожающие, и она склонна быть педантичной, лишается душевной щедрости, а у некоторой части женщин тревожность трансформируется в агрессивность, направленную против детей. Поэтому выражение эмоций и эмоциональная стабильность, уверенность в себе — необходимые условия воспитания будущей хорошей матери.